Бизнес в Казахстане

Национальный проект по развитию предпринимательства

Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы был утвержден в октябре 2021 года.

Национальный проект направлен на формирование конкурентоспособного сектора МСП, повышение экономической активности предпринимателей и создания равных условий для субъектов предпринимательства.

Реализация Нацпроекта осуществляется по 4 направлениям:

  • повышение предпринимательской активности, 
  • акселерация роста предпринимателей, 
  • формирование новых ниш, 
  • комплексное развитие конкуренции.

Нацпроект направлен на:

  • создание условий для открытия и развития собственного дела; 
  • поддержку предпринимателей через организацию субсидируемых рабочих мест и развитие навыков под потребности предпринимателей; 
  • повышение доступности финансирования для субъектов предпринимательства; 
  • разгосударствление экономики.

Ведение бизнеса

Бизнес можно начать с нуля. С чего и как начать? Где взять  деньги для старта? Для начала нужно понять,чем же следует заниматься, чтобы начать зарабатывать – услуги или товары? На сегодняшний день огромным спросом пользуются не только готовые продукты, но и личные знания, навыки, таланты и опыт. Во – первых, начинать нужно со своих сильных сторон, с того, что вы умеете делать лучше всего, например, преподаватель может открыть образовательный центр, а бухгалтер может помочь вести бухгалтерский учет и аудит компаний. Во – вторых нужно будет изучить определенный рынок, понять потребности рынка, изучить предложения конкурентов и предложить свою новую услугу (к примеру, если в шаговой доступности нет кофейни, можно предложить услуги баристы, вложившись в кофемашину). Если вы уже определились с нишей, нужно разработать бизнес-план (предусмотреть все необходимые пункты, просчитать расходы, для реализации своей идеи), для начала можно поработать дома, не арендуя офисные помещения, к примеру свое хобби можно превратить в бизнес (выпечка, вышивка и тд.).

Виды предпринимательства

Прежде чем начать вести собственный бизнес, нужно определиться, какую форму предпринимательской деятельности выбрать. Для этого нужно понять, чем именно вы займетесь – торговлей, образованием, бухгалтерией и тд.

Одна из форм предпринимательской деятельности – это ИП (Индивидуальный предприниматель). Стать индивидуальным предпринимателем в Казахстане – легко, для этого не нужно никуда ходить, достаточно направить в органы государственных доходов Уведомление о начале деятельности в качестве ИП. Представить уведомление возможно через портал электронного правительства. Кроме того, в настоящее время, возможна подача уведомления через мобильное приложение Банков второго уровня, при этом сервис регистрации ИП осуществляется посредством государственной информационной системы e-license.kz . Индивидуальное предпринимательство осуществляется в виде личного или совместного предпринимательства. Нужно отметить, что помимо граждан Республики Казахстан и кандасов осуществлять индивидуальное предпринимательство имеют право постоянно проживающие на территории Республики Казахстан граждане стран ЕАЭС (РФ, Таджикистана, Кыргызстана, Беларусь, Армении). Подробнее о регистрации ИП можно узнать  здесь.

Если вы решили вести свою деятельность совместно с партнёром, знакомым или другом, с которым вы вместе вкладываете свои деньги, знания и начинаете свой бизнес, то для совместного бизнеса лучше открывать ТОО (Товарищество с ограниченной ответственностью). Основное отличие ИП от ТОО необходимость регистрации ТОО в органах юстиции посредством ЭЦП на сайте gov.kz, необходимость представления отчетности в органы статистики.Это тот случай, когда с вас потребуют свой Устав. Без этого документа вам не откроют банковский счёт и откажут предоставлять государственные услуги. Но, во время регистрации ТОО – Устав не потребуется. 

ТОО может заниматься любыми услугами, а также переработкой, и производством. Есть только определённые виды деятельности, которые требуют получения дополнительных лицензий. К примеру, если решили заниматься строительством или продажей алкогольных напитков, в этом случае, нужно получить дополнительно к своему ТОО лицензию, чтобы осуществлять свой вид деятельности. Для открытия товарищества с ограниченной ответственностью нужен ещё и уставной капитал. Он создаётся из взносов каждого из учредителей ТОО и таким образом определяется их доля в компании. Эти деньги нельзя тратить на сырьё, аренду, коммунальные услуги и другие расходы. Это неприкасаемая сумма. Даже в кризисные моменты на счету ТОО должен оставаться уставной капитал. Он служит гарантийным депозитом и изымается в случае ликвидации фирмы. Деньги могут пойти на погашение долгов и прочих обязательств ТОО после банкротства. Подробнее об открытии и закрытии ТОО можно узнать здесь.

Режимы налогообложения для субъектов малого бизнеса

От формы деятельности зависит и налоговый режим, который надо указывать при оформлении. В нашей стране существуют несколько режимов налогообложения, после выбора одного из них происходит регистрация субъекта малого бизнеса. Перечислим основные два: общеустановленный порядок налогообложения и специальные налоговые режимы.

Общеустановленный режим. Субъект малого бизнеса применяющий общеустановленный режим налогообложения, ежегодно (в срок до 31 марта следующего года) представляет налоговую декларацию по индивидуальному подоходному налогу. В налоговой декларации рассчитывается прибыль ("доходы" минус "расходы"), полученная за отчетный период, которая является объектом обложения индивидуального подоходного налога по ставке 10%. То есть в общеустановленном режиме мы берём наш оборот - отнимаем все официальные затраты и расходы, которые были для бизнеса – это закуп товара, зарплаты, аренда помещений, телефонная связь всё что можно документально подтвердить, всё это может быть вашей затратной и налог вы платите 10%, но с чистого дохода! Налог платим раз в год. Также необходимо вести бухгалтерский учёт в 1С.

В Казахстане в целях поддержки субъектов малого бизнеса Налоговым кодексом предусмотрен – специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.

Данный режим подразделяется на следующие виды:

  • на основе патента;
  • на основе упрощенной декларации;
  • с использованием фиксированного вычета.

Для применения специального налогового режима для субъектов малого бизнеса установлены определенные ограничения по численности, оборотам и видам деятельности.

Остановимся на каждом из видов специального налогового режима.

Специальный налоговый режим на основе патента предназначен только для такого вида предпринимательства как ИП, который не использует наёмных работников и осуществляет виды деятельности предусмотренные перечнем (18 видов). Особенностью патента является то, что ИПН исчисляется в размере 1% от предполагаемого дохода, то есть предприниматель платит налоги наперёд.

Следующим видом налогообложения является - специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Применяется налогоплательщиками, соответствующими следующим условиям: численность работников за период – до 30 человек; доход за налоговый период не превышает 24 038 МРП. Ставка индивидуального подоходного налога составляет 3% от дохода (без учета расходов), такой режим отличается тем, что налог платится со всего оборота без учёта каких-либо затрат. Налоговая отчетность предоставляется 1 раз в полугодие. Режим применяют преимущественно налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере торговли, общепитания, оказывающие прочие виды услуг.

И третий вид специального налогового режима – это специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета. Тут предусмотрен дополнительный фиксированный вычет в размере 30% от суммы совокупного годового дохода, без подтверждающих документов, а также уменьшение на 200% от фонда оплаты труда. Для данного режима установлены более высокие (по сравнению с упрощенной декларацией) критерии по размерам предельного дохода 144 184 МРП  и предельной численности (50 человек). Преимущественно режим применяют налогоплательщики, осуществляющие оптово-розничную деятельность, предоставляющие прочие виды услуг, а также работающие в сфере строительства.

Какой бы режим налогообложения вы не выбрали у вас обязательно должен быть кассовый аппарат. При наличных расчетах и расчетах платежными картами за приобретенные товары, работы, услуги обязательно использование контрольно – кассового аппарата. Простыми словами, если вы в своей деятельности планируете получать оплату наличными, а так же банковскими картами, за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы, то вам необходимо приобрести и зарегистрировать в налоговом органе контрольно – кассовый аппарат.
Кассовый аппарат необходимо приобрести ДО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ денежных расчетов, т.е. на момент получения оплаты от покупателей у вас уже должен быть зарегистрированный в налоговом органе контрольно – кассовый аппарат.
Кассовые аппараты бывают двух типов. Обычный кассовый аппарат для налички, и мобильный кассовый аппарат в виде приложения на телефон.

Аутсорсинг

Для успешного бизнеса надо изучить все процессы изнутри. Идеальная бизнес-модель – это когда вы занимаетесь тем, что знаете лучше всего, в чём имеете профессиональный опыт, в чём вы талантливы. Поэтому. если пока у вас нет возможности собрать хорошую команду, могут помочь различные мобильные приложения и онлайн инструменты – платформы. Также для этого можно использовать внешние ресурсы – аутсорсинг.

Простыми словами, аутсорсинг — это передача части обязанностей компании другой фирме, специализирующейся на предоставлении услуг, на основе договора. Слово происходит от английских слов out — ‘внешний’ и source — ‘источник’.

К примеру если предприниматель талантлив в производстве (выпечка, вышивание), то введение продаж, рекламы и бухгалтерии можно передать на аутсорсинг компаниям. Ты не снимаешь для них помещение, не платишь оклады, ты просто им платишь за результат.

Каждый день выходят приложения,  сервисы, через которые легко вести бизнес. Сейчас есть такая возможность, как создание телеграмм-бота, whatsapp - бота, клиенты пишут и робот - бот автоматически отвечает. Это позволит, к примеру, сократить штат, также сокращает время обслуживания клиента, и это очень удобно для клиента.

Начать бизнес можно на гранты от государства

Существуют программы обучения для начинающих предпринимателей, если предприниматель не разбирается, например, в СММ или в бухгалтерском учёте, так далее, можно пройти обучение на портале.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» в рамках второго направления Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы «Еңбек» реализует проект «Бастау Бизнес», который направлен на обучение населения предпринимательским навыкам, а также сопровождению их бизнес - проектов. Участниками обучения являются безработные лица, отдельные категории занятых лиц. Кроме этого, приоритетное право на участие имеют молодежь, в том числе категории NEET, члены молодых семей, малообеспеченных и/или многодетных семей и трудоспособные инвалиды. В течение не более 25 дней участник проходит обучение основам предпринимательства, по завершению обучения участники получают один из двух видов сертификатов в зависимости от активности участия в процессе обучения и подготовке бизнес-планов (сертификат об участии в обучении, сертификат о завершении обучения;)

Сертификат о завершении обучения, представляет право на микрокредитование по льготному проценту: 6% годовых или получение грантового финансирования 200 МРП на реализацию бизнес-проекта разработанного в процессе обучения.

   Проект «Бастау Бизнес» включает в себя комплекс мер по поддержке начинающих предпринимателей в сельской местности и малых городах. Это один из наиболее эффективных инструментов, предоставляющий обучение основам бизнеса, помощь в разработке бизнес-планов и бизнес-консультирование в тесной связи с кредитными и грантовыми программами. Также, в рамках проекта предусмотрено сопровождение реализованных проектов в течении 12 месяцев. Для осуществления процесса обучения и сопровождения участников в проект ежегодно привлекаются порядка 200 бизнес-тренеров.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» также формирует и ведет Реестр отечественных производителей товаров, работ и услуг, зарегистрированных на территории Республики Казахстан. Отечественному производителю выдается индустриальный сертификат. Для того, чтобы подать заявление на включение в Реестр необходимо зарегистрироваться на сайте doculite.kz, в личном кабинете подать заявление и пакет документов в Региональную палату предпринимателей по территориальному расположению производства. Производитель включается в Реестр на 3 года с возможностью пролонгации.

В настоящее время существует еще одна программа по поддержке предпринимательства. Это Дорожная карта бизнеса – 2025, согласно которой там тоже можно получить грант до 5 млн тенге – это уже гранты на инновационную деятельность. Грант -  безвозмездный безвозвратный, но он  - целевой. Его нужно пустить именно на те цели, которые были указаны в бизнес-плане. Вам необходимо будет зарегистрироваться на сайте qoldau.kz.

Меры нефинансовой поддержки предпринимателей

Государство активно поддерживает начинающих предпринимателей. В НПП «Атамекен» также существует такая услуга как «меры нефинансовой поддержки» (это центр обслуживания предпринимателей, которые находятся во всех городах республиканского значения). Например, предприниматель, который имеет очень маленький коллектив, может прийти в центр обслуживания, получить услуги, где ему могут всё посчитать по налоговой части, сдать отчётность. Это все осуществляется при помощи 3 инструментов:

Инструмент «предоставление сервисной поддержки ведения предпринимательской деятельности» (Сервисная поддержка) осуществляется в 19 центрах обслуживания предпринимателей (ЦОП) в офлайн режиме на местах через региональные палаты предпринимателей в областных центрах, городах Астана, Алматы, Шымкент, Семей и при филиалах палаты предпринимателей областей в моногородах, малых городах и районных центрах в ЦОП, отделение ЦОП, а также в онлайн режиме через веб – портал оператора нефинансовой поддержки.

Инструмент «Информационное обеспечение населения и предпринимателей» (Информационное обеспечение) осуществляется в 190 ЦОП в моногородах, малых городах и районных центрах. Услуги по информационному обеспечению предоставляются действующим и начинающим предпринимателям, а также населению с предпринимательской инициативой на безвозмездной основе в офлайн и/или в онлайн режиме.

Инструмент «Деловые связи» предоставляется руководителям высшего и среднего звена субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики в рамках Программы.

Инструмент «Деловые связи» состоит из двух этапов.

Первый этап осуществляется на территории Казахстана. На данном этапе проводится повышение квалификации руководителей высшего и среднего звена субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики в рамках Программы путем организации бизнес-тренингов, направленных на обучение современным методам ведения предпринимательства, маркетингу, установлению деловых контактов с бизнес-партнерами и другим. В процессе обучения участники инструмента разрабатывают бизнес-планы своего предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров.

По окончании бизнес-тренингов участники инструмента самостоятельно дорабатывают бизнес-планы, в соответствии с полученными консультациями, и в последующем могут участвовать в конкурсном отборе на второй этап инструмента «Установление деловых связей с иностранными партнерами».

Второй этап предусматривает для участников инструмента тематическую бизнес-стажировку за рубежом и включает стажировку на иностранных предприятиях аналогичного профиля и установление деловых связей с иностранными партнерами.

Центры развития женского предпринимательства

С ноября 2021 года на базе НПП РК «Атамекен» начали работу 17 Центров развития женского предпринимательства во всех регионах страны. Центры финансируется за счет средств Азиатского Банка Развития в рамках Фонда Солидарности для Казахстана в борьбе с пандемией COVID-19 и реализуется НПП РК «Атамекен» в партнерстве с Программой развития ООН в Казахстане.

Особенностью данных Центров является то, что женщины-предприниматели и женщины с предпринимательской инициативой могут подать заявку на получение консультации, обучение, менторство по выявленным потребностям.

Центры ставят перед собой цель – расширение возможностей женщин в ведении бизнеса, в том числе их личностного развития, создания благоприятных условий для развития инклюзивной, жизнеспособной и устойчивой экономики, а также обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин.

ЦРЖП предоставляет нефинансовые услуги (обучение согласно анализу потребностей, с привлечением квалифицированных специалистов, услуги консультирования, наставничества, нетворкинг и т. д.), предназначенных для женщин двух категорий:

– женщины с предпринимательской инициативой (оказание содействия в повышении их осведомленности, предоставление им необходимой информации, ориентиров и консультаций в начале их предпринимательской деятельности);

– действующие предприниматели (оказание поддержки состоявшимся женщинам-предпринимателям в развитии их бизнеса особенно в сельской местности).

На основании цели и задач Центров, женщины могут получить 7 видов услуг, в том числе обучение (профильное обучение, социальное предпринимательство, кооперация, краудинвестинг), менторство, оценку бизнеса, информирование и участие в женских сообществах, консультации по подбору оборудования.

На базе Центров еженедельно проводятся тренинги и мастер-классы для развития бизнес-компетенции и личностного роста женщин, проведены курсы по следующим направлениям: СММ маркетинг, социальное предпринимательство, овощеводство и создание кооперативов.