Культура Казахстана

Язык

Одной из самых главных потребностей в жизни человека, одним из основных инструментов коммуникации является - язык.

Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. Государственный язык - язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства.

Наша страна является многонациональным государством, поэтому языковая политика в Казахстане всегда была направлена на сохранение многообразия и мирного сосуществования разных языков и их носителей на территории страны. Каждый язык в стране — национальное достояние. 

Обучение в школах ведется на казахском, русском и английском языках. Это способствует выработке коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, обучение на трёх языках, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов. 

Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку.

"Изображение взято из открытых источников"

Традиции

На сегодняшний день Республика Казахстан – это развитое и процветающее государство, с современной Конституцией и современными нормами права. Наравне с законами казахский народ чтит и соблюдает свои традиции. Традиции казахов берут свое начало в глубине веков, в обычаях кочевых племен.

Одной из основных традиций казахов, которая сейчас стала особенностью национального характера, является гостеприимство. Гостеприимство, в казахском обществе считается главной обязанностью – принимать гостей с открытым сердцем и распростертыми объятиями. Гость – самый важный и самый желанный человек в доме. Его принято накормить самой вкусной едой и сделать всё, чтобы он чувствовал себя в безопасности и комфорте.

Қонақасы – традиция гостеприимства, связанная с угощением гостя.

Бата беру – это благословление при уходе гостя, особенно если гость потом собирается в дальнюю дорогу. Его произносят старшие по возрасту люди. Обычно эта традиция выражается в красивой поэтической форме.

Бел көтерер – угощения для самых пожилых гостей, и символизируют заботу и уважение к старшим.

Қонақкәде – традиция, в которой хозяин дома просит гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте.

Ерулік – это праздник, устроенный в честь новоселов, когда новым соседям оказывается некоторая материальная помощь, проходит знакомство с жителями, способствующие адаптации к местной жизни.

Көрімдік – подарок, который дарит гость за увиденных впервые молодую невестку или новорожденного.

Сүйінші – обычай, согласно которому человек, принесший в дом добрую весть, в благодарность от хозяев получает ценный подарок.

Шашу – это обычай осыпать гостей конфетами и деньгами, а детишки тем временем с большой радостью собирают конфеты. Казахский народ издавна верил, что сладости, подобранные во время «шашу», приносят удачу и изобилие в семью. Он проводится на свадьбах, во время сватовства, и на других похожих мероприятиях.

"Изображение взято из открытых источников"

Казахский народ очень бережно относится к своим традициям и умело следует им в современном мире. В то время как в одной семье маленькие дети легко используют и осваивают компьютеры и разговаривают на английском, их бабушки всё еще носят национальные наряды и украшения, поэтому даже несмотря на современный уклад жизни, повсеместную цифровизацию, в таких семьях царит большое взаимопонимание и любовь. Традиционно ребенка с младенчества обучают сдержанности и добропорядочности при общении с взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.

Одним из значимых событий у казахского народа является проведение такого торжества как свадьба («үйлену той»). Обязательно, хоть раз в жизни нужно попасть на такое грандиозное и значительное событие как казахская свадьба, на которой можно поближе узнать про прекрасные традиции казахов.

В преддверии свадьбы, обязательно должно состояться сватовство («құдалық», «құда түсу»). Сваты (родственники со стороны жениха) приезжают в дом к родственникам со стороны невесты. Это считается официальным знакомством двух сторон в доме невесты и является обязательным мероприятием, на котором будут обсуждаться последующие этапы бракосочетания. Родственники невесты готовят гостям щедрые угощения, накрывают праздничный дастархан.  А отец невесты получает от родственников жениха подарки, являющиеся своеобразным задатком. После сватовства сторона жениха, согласно казахской свадебной традиции должна заплатить «қалың мал» (выкуп за невесту). Далее невесте надевают серьги («сырға салу»), что означает окончательную договорённость между сторонами. Этот обряд проводит мама жениха. Также всем родственникам невесты дарят различные подарки в виде дорогих тканей или набора золота, этот свадебный обряд называется «киіт».

Затем девушку отправляют в дом жениха, этот обряд проходит в виде торжества, который предшествует официальной свадьбе и носит название «қыз ұзату», то есть проводы невесты . На самой церемонии гостей со стороны жениха - меньшинство. На церемонии «қыз ұзату» невеста должна пройти по длинной белой дорожке из ткани («ақ жол»), символ безмятежной супружеской жизни. Далее невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха, куда одновременно прибывает приданое невесты. Торжественный обряд встречи невесты именуется «келін түсіру». Основным элементом келін түсіру, является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий – «беташар». Это ключевая традиции, означающая представление невесты народу. Лицо невесты закрыто белой тканью, которую с обеих сторон придерживают снохи.

"Изображение взято из открытых источников"

Современная казахская свадьба, несмотря на появление новых европейских тенденций, все же в своей основе сохраняет национальные традиции и обычаи. Если раньше свадебные обряды растягивались на 3 дня (а иногда и больше), то в настоящее время все это умещают в один день. В качестве свадебного наряда девушки выбирают обычные белые платья. Также, вошли в моду общепринятые традиции в виде кортежей, фотосессий на фоне памятников, и т.д.

"Изображение взято из открытых источников"

Особое внимание уделяется торжествам, связанным с детьми. Ведь для каждой казахской семьи дети – самая большая радость, поэтому с их рождением, ростом и воспитанием связано огромное количество обрядов и традиций. 

Шілдехана – это торжество, посвященное рождению ребенка. Есім қою, ат қою, азан шақыру – обряд имя наречения, когда младенцу давали имя. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым старшим людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.

Особо отмечается сороковой день рождения ребенка, проведение обряда в этот день носит название қырқынан шығару. Во время обряда младенца купают в воде, положив на дно серебряные монеты и украшения из серебра. Также в этот день ребенку делают первую стрижку волос и ногтей.

Следующий обычай, связанный с детьми – «тұсау кесу» – по казахским традициям, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, ему разрезают путы. Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать, а также чтобы перенять себе лучшие качества того человека, который разрезал путы, поэтому путы разрезают только уважаемые люди и старшины, многодетные женщины и тд. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут).

"Изображение взято из открытых источников"

Архитектурные памятники и здания

Огромный интерес к нашей стране вызывают архитектурные сооружения и памятники.

1. Юрта

Архитектура – это кладезь богатейшей информации о культуре того или иного народа. И юрта, пожалуй, наилучшим образом рассказывает нам о жизни и быте казахских кочевников. История появления юрты берет свое начало в 12 веке до нашей эры. А кочевое жилище со сферическим куполом, так называемый казахский тип юрты, окончательно сформировался в начале 19 века. Как и много лет назад юрта сегодня – это незаменимый элемент в жизни современных животноводов Казахстана. Главный секрет кроется в удобстве, простоте и практичности: легко перевозится, быстро собирается, а войлочное покрытие спасает от дождя, ветра и холода. Юрта – это недорогое комфортное жилище, ничем не уступающее капитальному строению. Юрту по праву называют шедевром кочевой архитектуры.

2. Хан Шатыр

Архитектура столицы Казахстана – города Астаны стремительно прогрессирует и меняется из года в год. Астана сегодня это не только Байтерек, «Зажигалка» и «Северное сияние». Столица привлекает монументальными и величественными сооружениями со смелым дизайном, одно из которых - Хан Шатыр. В переводе с казахского его название означает «Хан среди шатров» и по праву занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий в мире шатер. При этом Хан Шатыр – самый большой в Центральной Азии торгово-развлекательный центр. Журнал Forbes включил его в десятку лучших мировых экозданий. В нем блистательно воплощена главная идея вечного лета. Необыкновенный 150-метровый шатер выполнен из уникальных инновационных материалов, которые защищают внутреннее пространство от жары и сильных морозов, создавая комфортный микроклимат внутри.Хан Шатыр – это шедевр современного зодчества, ярко выделяющийся на фоне архитектурного многообразия современного мегаполиса Астаны.

3. Мавзолеи Ходжи Ахмеда Ясави и Арыстан-Баба

Город Туркестан славится множеством красивых памятников архитектуры. Наиболее выдающийся из них – мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, или как его еще называют – вторая Мекка для мусульман. Но невозможно рассказывать про мавзолей не упоминая об усыпальнице Арыстан-Баба. Ведь без одного не было бы второго. При жизни Арыстан-Баб был учителем Ахмеда Ясави.В честь победы над Золотой Ордой великий эмир Тамерлан задумал возвести величественное здание – мавзолей святому Ходже Ахмеду Ясави. Посреди города Ясы (прежнее название Туркестана) развернулась невиданное строительство, в котором принимал участие каждый горожанин. Но необъяснимым образом возведенные стены рушились. И тогда Тамерлану во сне пришел Ахмед Ясави, попросив сначала построить мавзолей его учителю.Тамерлан воздвиг монументальную святыню на месте маленького двухкомнатного мавзолея, построенного последователями Арыстан-Баба после его смерти в 12 веке.Усыпальница Арыстан-баба неоднократно разрушалась из-за погодных условий и восстанавливалась вновь. Так в 1971 году на средства местных жителей мавзолей Арыстан-Баба был построен заново из обожженного кирпича. А об эпохе Тамерлана помнят лишь древние резные колонны, бережно хранящиеся в нем. Священный и величественный мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави гордо возвышается на 37,5 метров. Его строительство было завершено в 1405 году. Невероятная энергетика усыпальницы позволяет понять историю и прикоснуться к казахской культуре.Многие путешественники начинают паломничество в мавзолей Ахмеда Ясави именно с посещения усыпальницы Арыстан-Баба.

4. Гостиница «Казахстан»

Во второй половине 20 века застройка города Алматы носила едва ли не экспериментальный характер. Благодаря чему возникло множество амбициозных сооружений того времени в стиле советского модернизма. Например, 102-метровое 25-этажное здание, которое на протяжении 32 лет считалось самым высоким в Алматы. При том, что в сейсмоопасном городе нельзя было возводить здания выше 12 этажей. Благодаря инновационному на тот период методу строительства гостиница Казахстан и по сей день остается самым сейсмостойким зданием Алматы. Высокая башня с золотистой "короной" на крыше является визитной карточкой города.

5. Вознесенский собор

В Алматы расположена всемирно известная религиозная достопримечательность, возведенная из дерева практически без гвоздей, по уникальной старинной технологии. Вознесенский собор русской православной церкви входит в восьмерку высочайших зданий мира, созданных из дерева. Внутреннее убранство храма украшено рисунками, лепниной и коваными украшениями, придавая особое великолепие этому святому месту.Уникальный собор распахнул свои двери для прихожан в 1907 году. А спустя всего три года на город обрушилось сильнейшее землетрясение, разрушившее практически все строения вокруг. Лишь благодаря особенной технологии строительства, собор не пострадал.Сегодня в храме проводятся ежедневные службы для сотен христиан. А сам собор носит звание уникального исторического памятника не только в Казахстане, но во всём мире.

6. Телебашня «Кок-Тобе»

Алматинская телебашня «Кок-Тобе» построена для выполнения четких технических задач. Но изящный, уникальный архитектурный дизайн и высота сооружения сделали телебашню символом города.Для ее возведения были применены инновационные методы строительства тех лет. Чтобы обеспечить устойчивость 372 метровой башни на глинистой почве было сооружено бетонное основание весом в 45 тысяч тонн! При том, что общий вес телебашни составляет 50 тысяч тонн. Благодаря системе маятникового гасителя колебаний телебашня не боится сильных порывов ветра и обладает высокой сейсмоустойчивостью до 10 баллов!Телебашня занимает второе место в Казахстане в рейтинге самых высоких сооружений.

7. Подземная мечеть Бекет-ата.

Подземная мечеть Бекет-ата находится неподалеку от города Актау в урочище Огланды. Основная архитектурная особенность заключается в том, что эта мечеть вырублена в скале. Это не просто пещера, а помещение из нескольких полноценных комнат. Стены мечети украшены арабскими и персидскими надписями. Отшельник Бекет за свою жизнь построил четыре подобных архитектурных памятника в Казахстане. Ежегодно тысячи паломников приходят помолиться в святыню.

Кухня

Национальная кухня Казахстана, пользуется популярностью не только у себя на родине. Какой иностранный гость не наслышан о прекрасной кухне казахов, основу которой составляют блюда, которые формировались столетиями? Такие известные казахские блюда, как бешбармак, бауырсаки, казы, куырдак, иримшик можно попробовать во многих городских кафе и ресторанах. Обилие мяса, продукты из кислого молока, мучные изделия – отличительные особенности казахской кухни. Нельзя обойти стороной гастрономические изыски кухни Казахстана.

"Изображение взято из открытых источников"

Многие рецепты в приготовлении национальных блюд, передаются из поколения в поколение, а подача самого блюда – это настоящий ритуал. Бесспорно считается, что  нигде больше в мире вы не найдете такого разнообразия национальных кухонь и самых разноплановых вкусовых пристрастий. Это объясняется тем, что на территории Казахстана проживают люди более 130 национальностей. Но главной «изюминкой» всегда будут оставаться блюда казахской кухни, основанной на традициях кочевников Великой степи. Вкусная, полезная, умная еда номадов становится очень популярной среди гостей страны и туристов. Такое изобилие разнообразных необычных блюд, привязанных своей историей возникновения к определенным регионам страны, становится весомой предпосылкой для развития нового формата туризма в Казахстане - гастрономического. Многие искушенные путешествиями иностранные туристы зачастую едут сюда не просто полюбоваться чудесами местной природы, а именно отведать удивительную пищу кочевников, прикоснуться к их быту, культуре и древним традициям.

Национальные виды спорта

Национальные виды спорта – это бренд нашей страны. Казахский народ с древних времен на всех праздниках устраивал состязания. В нашей стране очень быстро набирает популярность и возрождается  интерес к национальным видам спорта. Во время этих соревнований зритель также может познакомиться с обычаями и традициями нашего народа.  

Казахские национальные виды спорта:

1. Аударыспак - это борьба на лошадях, в которой принимают участие самые лучшие наездники, ведь борьба на лошадях требует исключительной выносливости, силы, ловкости и отличного умения держаться в седле. Суть борьбы заключается в том, что двое всадников верхом на лошади соревнуются в том, кто из них сможет стащить противника с лошади.

"Изображение взято из открытых источников"

2. Байге – один из видов конного спорта (скачки), также является одним из древнейших и популярных.  Этот вид спортивной игры имеет свои особенности – она проходит не только по ровной равнине и ипподромах, но и могут проводиться в бугристых, не ровных местах, где спортсмену и его лошади предъявляются высокие требования. В соревновании не всегда побеждает сильный и быстрый, здесь необходимо учитывать грамотную организацию обучения и подготовленность игрока, правильно оценивать ситуации в ходе соревнования, и разумно применять  силы лошади. Этот национальный вид спорта является одним из ценных, потому что игра обучает выдержке, находчивости и смелости. В настоящий момент в Казахстане имеются все возможности для широкого распространения этого вида спорта, в нашей республике существует специальные конные заводы выращивающий здоровых  верховых красивых коней.

"Изображение взято из открытых источников"

3. Асык ату - игра в асыки (кости овец) – одна из казахских национальных игр, берущая начало с древних времен. Многие детские игры связаны с игрой в асыки, это обьясняется кочевым образом казахов, основанным на разведении скота. Поэтому большинство казахских национальных игр основано на игре с природными (естественными) предметами. Вот почему игра в асыки считается одной из древнейших национальных игр. Игры в асыки с ранних лет способствуют укреплению нервной системы детей и воспитывают такие качества, как точность, способность к расчету и выносливость.

"Изображение взято из открытых источников"

4. Жамбы ату - одна из древних игр казахского народа, испытывающая ловкость и снайперские качества и задевающая гордость храброго джигита – соревнование «жамбы ату» (стрельба в жамбы). Главной причиной сохранения отважными предками необъятной территории стали скакуны, соревнующиеся с ветром, и лук, который был верным оружием. Эти два достояния, передаваясь из поколения в поколение, дошли до сегодняшних дней независимости нашей страны. Состязание по стрельбе в жамбы проходит на ровном поле длиной в 300 метров. На точке финиша на расстоянии 100 метров размещается жамбы размером с копыто жеребца на столбе высотой в 3-4 метра. Всадник скачет на коне и нацеливается на жамбы. В случае, если всадник нацеливается, обуздывая коня на скаку, балл не присуждается. На скаку, проезжая мимо жамбы с левой стороны, прицеливаясь, участники стреляют из лука. Несмотря на удачное или неудачное достижение намеченной цели, не останавливаясь, дальше скачут до финиша. Если мишень падает со столба, считается, что стрела попала и наезднику начисляется балл. Есть также и другие виды стрельбы в жамбы: айкабак, различные виды стрельбы из ружья или стрельба в несколько мишеней.

"Изображение взято из открытых источников"

5. Кокпар – это вид национального спорта, корни которого идут со времен традиционной охоты на волка. Суть игры проста, две команды (по 4 көкпаршы в каждой) должны овладеть тушей козла и максимальное количество раз забросить его в казан противника. Көкпар можно назвать взаимодействием нескольких видов спорта - борьбы, рэгби и верховой езды. Конечно, көкпар – это экстремальный вид спорта, но современная экипировка позволяет защитить здоровье участников. Вместе с тем, часто встает вопрос о замене туши животного на муляж соответствующего веса. Пусть в игре и существуют элементы футбола или хоккея, но в плане физической нагрузки они явно проигрывают.

"Изображение взято из открытых источников"

6. На сегодняшний день, огромную популярность получил такой вид спорта как қазақша күрес – казахская борьба, идущая корнями из глубины веков. Қазақша күрес развивается вместе с историей казахского народа. Любые праздничные мероприятия не проходят без этого вида спорта. В казахской борьбе спортсмен двигается свободно, полноценно может использовать силу, собственные методы, свалить на бок, свалить на спину, поставить подножку, бороться, скрестив ноги, давить массой тела, зацепить ногами, схватиться за пояс и свалить через голову. Борьба заканчивается односторонним поражением, лопаткой коснувшись земли. Главные условия этой борьбы – изысканными методами и силой бесспорно свалить соперника. На данный момент в Казахстане проводятся соревнования республиканского и международного значения по национальной борьбе, что говорит о растущем международном значении к этому виду спорта. Это также делается с целью популяризации и повышения интереса к спорту среди молодежи.

"Изображение взято из открытых источников"

7. Единоборство – это соревновательный, а также контактный вид спорта, который обычно включает в себя поединки один на один. Во многих единоборствах участник побеждает, набирая больше очков, чем противник, или выводя его из строя. Спортивные единоборства имеют долгую родословную с боевыми искусствами. Участники единоборств физически противодействуют друг другу с целью выявить победителя в схватке, используя только физическую силу или какое-либо спортивное снаряжение или ручное холодное оружие. Существуют такие виды единоборств, как каратэ, дзюдо, бокс, борьба без правил.

"Изображение взято из открытых источников"

8. Охота с ловчими птицами. У казахского народа беркут является священной птицей. Ее ценили за силу и величие, размах его крыльев олицетворял свободу. Поэтому образ беркута на флаге нашей страны олицетворяет величие свободы, независимости, знатности, стойкости. По историческим фактам, прошло уже 3 тысячи лет как беркута приручили и используют для охоты, потому что именно эта птица могла справиться с такими большими животными как сайгак, лиса, косуля. Охота с ловчими птицами имеет несколько видов, наиболее распространённая среди которых - с беркутом. Для проведения соревнования выбирается ровная площадка (поле), на которую выпускаются дикие звери, включая и волка. Победителем считается тот беркутши, чья птица первой поймала птицу.

"Изображение взято из открытых источников"

9. Тогызкумалак.Казахская народная настольная логическая игра на доске, в которой 18 игровых и две накопительные лунки. В основу игры положено число 9 (девять игровых лунок, в каждой лунке изначально по девять шариков), считающееся у тюрков священным. Игра развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчёта, но и на тактике.

"Изображение взято из открытых источников"

Литература

Казахская литература – это история длиной в нескольких тысячелетий. Первоисточниками казахской литературы являются дастаны “Алып Ер Тонга”, “Шу Батыр”, созданные в 11-3 веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Среди источников древнетюркской литературы известны орхонско-енисейские надписи, труды Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари, трактат «Кодекс Куманикус».

В древние времена кочевники Казахстана рассказывали в поэтической форме различные сказания о подвигах мифических героев, о богах и чудовищах. Со временем эти истории сложились в оригинальные эпосы: «Коркыт-ата» и «Огуз-наме».  

В XV веке сформировался такой жанр как «толгау» - это стихотворная форма размышлений, в которых заключалась какая-либо мудрость или назидание по какому либо поводу. Толгау исполнялся автором и певцом, которого называли «жырау». При этом, выполняя таким образом образовательную, воспитательную и просветительскую функции, жырау имели вес в политической жизни страны, и могли влиять на общество. Позднее, появилась традиция проведения «айтысов». «Айтыс» - это песенно-поэтический поединок между двумя «акынами» (певцами), в которых они затрагивали темы религии, общества, политического уклада, и другие острые проблемы.

В XIX веке началось развитие письменной литературы, на которую повлияли русские и европейские писатели. В конце XIX века в Казахстане стали широко известны имена таких авторов как Ибрай Алтынсарин, Шокан Валиханов, и, особенно, Абай Кунанбаев, который считается классиком казахской литературы. Творчеством Абая (Ибрагима) Кунанбаева (1845-1904) открывается новый этап казахской реалистической литературы. Мощь Абая, как большого художника слова, с исключительной силой проявилась в стихотворениях «Восьмистишия». Основная линия его творчества – призыв к добру, знаниям, культуре, честному труду, справедливости, любви к народу, родному краю. Тонкий ценитель русской поэзии, Абай перевел около 50 произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова. В 2020 году в Казахстане отметили 175-летие со дня рождения Великого поэта.

"Изображение взято из открытых источников"

Культура Казахстана начинает обогащаться переводами всемирно известных произведений, казахские писатели осваивают новые жанры и формы писательства, а также начинается сбор и запись богатого казахского фольклора.

В XX веке стали популярны традиционные социалистические темы. Во время Великой отечественной войны поэты писали патриотические поэмы и стихи, о солдатах и героях фронта. А во второй половине XX века писатели стали создать крупные романы, развивали драматургию, и даже осваивали темы научной фантастики. Таким образом, казахская литература XX века влилась в общемировые тенденции, и сохраняет этот курс по сей день.

Музыка

Издревле в традиционной казахской культуре значительное место занимала музыка и основные ее носители народные инструменты - кобыз, домбыра, сыбызгы, дауылпаз, коссырнай, шертер, жетыген, керей,  асатаяк, конырауи др.

Кобыз – струнный смычковый инструмент необычной формы. Его изготавливают из цельного куска дерева, в котором выдалбливается резонатор в форме полусферы с двумя отсеками. Струны кобыза делают из конского волоса. Вообще для кобызовых кюев (музыкальных пьес) характерна поразительная звукоизобразительность: они могут подражать вою волков, крику лебедей, бегу коней и даже звуку пущенной стрелы.

Самым излюбленным и распространённым музыкальным инструментом казахов была и остается - домбра. Домбру было совсем не сложно изготовить в условиях кочевого быта, и история ее возникновения уходит корнями вглубь веков.Этот инструмент и по сей день можно встретить в казахских семьях, родители охотно отдают детей на уроки по домбре.

В прошлом в традиционной музыке широко бытовал инструмент - сыбызгы, изготавливаемый из полого стебелька растений курай. Простая форма и доступность материала способствовали его популярности среди казахских музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, словно пребывающее в трепете, волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты.

Асатаяк - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.

Сазсырнай - духовой инструмент, изготавливаемый из глины. На территории Казахстана найден при раскопках древнего городища Отрар. Обладает «прозрачным, светлым» тембром. В древности сазсырнай был популярным инструментом среди детей и подростков.

Жетыген - казахский и тюркский древний струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Классический жетыген имеет семь струн, современный реконструированный —пятнадцать.

Шанкобыз -  язычковый народный инструмент. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла или дерева.

Дабыл (Даулпаз) - казахский национальный ударный инструмент, представляет собой ободок с ручкой с двух сторон обтянут кожей, издалека выглядит как сковорода с ручкой. Это инструмент с очень сильным громким звуком, служил в прошлом для подачи военных сигналов, например сигнал атаки.

Особое место в музыкальной культуре казахов занимают народные песни. Все народные исполнители акыныжыршидомбристы обладали исключительным ассоциативным чутьем, тонким восприятием мира и уникальной памятью, благодаря чему в музыкальной истории казахов и сохранились многие виды традиционного искусства.

С незапамятных времен повелось, что акынами казахи называли певцов-сказителей, которые с домброй в руках выступали перед публикой или состязались в айтысах - песенно-поэтических «спорах», сопровождавшихся домбристами-кюйши.

В XIX веке происходит интеграция казахской музыки в культуру мира: казахские музыкальные традиции начинают изучаться российскими и европейскими музыковедами, и в то же время, казахские музыканты знакомятся с музыкой мира. Происходит взаимообогащение культур, появляются новые имена в истории музыки Казахстана – Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбайулы, Ыкылас Дукенов и другие.Сегодня казахская народная музыка считается достоянием культуры Казахстана, композиторы и музыканты создают новые произведения с обилием народных мотивов, а также сохраняется история музыкального творчества. Один из лучших способов ближе познакомиться с историей казахской музыки – посетить Музей музыкальных инструментов в Алматы.

"Изображение взято из открытых источников"

Праздники

Государственные и национальные праздники Республики Казахстан:

  • 1, 2 января – Государственный праздник Новый Год
  • 8 марта – Государственный праздник Международный Женский день
  • 21, 22, 23 марта – Государственный праздник Наурыз мейрамы
  • 1 мая – Государственный праздник Праздник единства народа Казахстана
  • 7 мая – День защитника Отечества
  • 9 мая – Государственный праздник День Победы
  • 6 июля – Государственный праздник День столицы
  • 30 августа – Государственный праздник День Конституции
  • 25 октября - Национальный праздник День Республики
  • 16 декабря – Государственный праздник День Независимости

Одним из главных традиционных праздников казахского народа является Наурыз мейрамы.  Наурыз официально отмечается в Казахстане три дня подряд - 21, 22 и 23 марта. Праздник Наурыз мейрамы называют Новым годом по древнему восточному календарю. В этот день на улицах городов и сел Казахстана ставятся нарядные юрты, в которых любой желающий может отведать праздничное угощение. Повсеместно проводятся массовые игры. Современный Наурыз сохранил преемственность традиций древности — в условиях возрождения национальной культуры он является важным звеном «связи времен», истории и современности Казахстана.  Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов (вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко). 30 сентября 2009 года Наурыз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлен Международным днем Наурыз.

"Изображение взято из открытых источников"

Национальная одежда

Казахская национальная одежда – это важный и неотъемлемый атрибут казахской культуры. Основными материалами, из которых шилась казахская одежда, были хлопок, шерсть и войлок. Также будучи кочевниками, казахи часто изготовляли предметы одежды из шкур, кожи и мехов, так как они наилучшим образом подходили для суровых условий степи.

Обувью служили сапоги: летом носили легкие сапоги из тонкой кожи, а зимой надевали высокие сапоги из грубой кожи, которая защищала от холода. Женские модели отличались зеленым или красным цветом, их расшивали шелком и украшали мелкими узорными бляшками.

Мужская одежда. Казахский мужской костюм включал в себя нательную рубаху и штаны, сверху надевался халат (шапан), на голову – шапка (зимой – тымак, а летом – калпак). При этом шапан считался одним из важнейших элементов мужского костюма, показывая статус мужчины.  Шапаны могли быть различной толщины и расцветки.

Женская одежда

Женский традиционный костюм включал платье свободного кроя, сверху носили камзол или халат-шапан. В основном женскую одежду шили из ситца, шелка и бархата. Также использовался тонкий войлок. В холодное время женщины надевали шубы из лисьего меха или шкуры ягненка.

Очень активно использовалась в отделке казахских нарядов вышивка, а также украшение бисером, войлоком, бляхами из серебра, различными нашивками.

"Изображение взято из открытых источников"

Головной убор

Саукеле – уникальный и самобытный головной убор, который занимает особое место в традиционной одежде казахов. Саукеле носили казахские невесты, и он являлся самым дорогим и красивым элементом свадебного наряда. Саукеле был конусообразной формы, его украшали жемчужинами, кораллами,  бирюзой, самоцветами и мелкими монетами. На верхушке саукеле, высота которого составляла около семидесяти сантиметров, красовался пучок перьев филина. Дополнялся саукеле специальными боковыми подвесками «жактау», они были длинными и могли доходить до пояса и ниже.

После свадьбы костюм замужней женщины дополнялся расшитой искусными золотыми узорами шапкой «касаба». Как только у женщины рождался первенец, она начинала носить белый тюрбан «кимешек».

У мужчин было принято носить войлочную шляпу под названием «калпак», а также шапку-тюбетейку «такию». В холодное время мужчины и женщины надевали меховую шапку «борик» или головной убор из овчины «тымак».

"Изображение взято из открытых источников"